Дизельное топливо ГОСТ 305-82
М Е Ж Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т | |
|
|
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ Технические условия Diesel fuel. Specifications |
ГОСТ 305-82 |
ОКП 02 5130 |
|
Дата введения 01.01.83
|
Топливо | Код ОКП |
Л | 02 5131 |
З | 02 5132 |
А | 02 5133 |
(Измененная редакция, Изм. № 6).
1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы. П р и м е р ы у с л о в н о г о о б о з н а ч е н и я |
|
Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой вспышки 40 °С: | |
Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82 | |
Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой застывания минус 35 °С: | |
Топливо дизельное 3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82 | |
Топливо арктическое с массовой долей серы 0,2 %: | |
Топливо дизельное А-0,2 ГОСТ 305-82 | |
Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4, 6).
|
2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
|
2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.
2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.
|
Таблица 2 |
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | ||
Л | З | А | ||
1. Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 | По ГОСТ 3122-67* или ГОСТ Р 52709 |
2. Фракционный состав: | По ГОСТ 2177 | |||
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 280 | 280 | 255 | |
95 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 360 | 340 | 330 | |
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 | По ГОСТ 33 |
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: | По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта | |||
умеренной | -10 | -35 | - | |
холодной | -45 | 55 | ||
5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: | По ГОСТ 5066 (второй метод) | |||
умеренной | -5 | -25 | - | |
холодной | -35 | |||
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже | По ГОСТ 6356 | |||
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин | 62 | 40 | 35 | |
для дизелей общего назначения | 40 | 35 | 30 | |
7. Массовая доля серы, %, не более | По ГОСТ 91947 (арбитражный), ГОСТ 19121 | |||
вида I | 0,20 | |||
вида II | 0,05 | |||
8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 | По ГОСТ 17323 |
9. Содержание сероводорода | Отсутствие | По ГОСТ 17323 | ||
10. Испытание на медной пластинке | Выдерживает | По ГОСТ 6321 | ||
11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307 | ||
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более | 40 | 30 | 30 | По ГОСТ 8489 |
13. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более | 5 | 5 | 5 | По ГОСТ 5985 |
14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | 6 | 6 | 6 | По ГОСТ 2070 |
15. Зольность, %, не более | 0,1 | 0,1 | 0,1 | По ГОСТ 1401 |
16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более | 0,2 | 0,3 | 0,3 | По ГОСТ 19932 |
17. Коэффициент фильтруемости, не более | 3 | 3 | 3 | По ГОСТ 19006 |
18. Содержание механических примесей | Отсутствие | По ГОСТ 6370 | ||
19. Содержание воды | То же | По ГОСТ 2477 | ||
20. Плотность при 20 °С, кг/м3, не более | 860 | 840 | 830 | По ГОСТ 3900 |
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше, для климатической зоны | По ГОСТ 22254 | |||
-умеренной | Минус 5 | Минус 25 | - | |
-холодной | - | Минус 35 | Минус 45 |
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52709-2007 "Топливо дизельное. Определение цетанового числа". (Поправка ИУС 10-2007). П р и м е ч а н и я : 1. Допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З с температурой застывания минус 45°С и цетановым числом не менее 40 только для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу продукции. (Измененная редакция, Изм. № 6). 2. Топливо марки 3 с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40°С. 3. Дизельное топлива вида II с массовой долей серы не более 0,05% вырабатывается и поставляется до 31.12.2011, при этом смазывающая способность (скорректированный диаметр пятна износа при температуре 60°С) по ГОСТ Р ИСО 12156-I должна быть не более 460мкм. Допускается выпуск дизельного топлива вида I, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, до 03.09.2011. (Измененная редакция, Изм. № 6). 4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки 3 (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С. 5. Для дизельных топлив марок 3 и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02 % (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см3 топлива. 6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см3 топлива. 7. Дизельное топливо марок Л, 3, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже: массовая доля серы, %, не более - 0,2; концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более - 25; йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5; зольность, %, не более - 0,008; коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок 3 и А 0,10; коэффициент фильтруемости, не более - 2. 8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше О °С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более "следы" (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С. 9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м3, для марок 3 и А - не более 860 кг/м3. 10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт. При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемоеT по ГОСТ 22254. 11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5).
|
2.3. Дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества метки. 2.4. Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки. (Добавлено, Изм. № 6).
|
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
|
4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива, сопровождаемое паспортом. Паспорт продукции должен соответствовать требованиям технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденным Правительством Российской Федерации от 27 февраля 2008г. N 188, и настоящего стандарта. При реализации продукции продавец по требованию покупателя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие: наименование продукции и её целевое назначение; информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция; наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца; номер партии продукции, поставленной для реализации; массу нетто продукции в таре; сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или отсутствие присадок; знаки опасности продукции в соотвтетствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности; сведения о сертификате соответствия или декларации соотвтетствия; сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции. Изготовитель (продавец) дизельного топлива, поступающего на реализацию, обязан в информационных материалах, размещенных в доступных для потребителя местах, указать наименование и марку продукции, экологический класс автомобильной техники, для которой дизельное топливо рекомендовано. (Изменен, Изм. № 6). 4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517. 4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки. 4.4. (Исключен, Изм. № 6).
|
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
|
5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы - 2 дм3 топлива.
5.2. Температуру застывания дизельного топлива определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50 °С. 5.3. Метод определения цетанового числа по ГОСТ 52709 является арбитражным. (Добавлен, Изм. № 6).
|
6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
|
7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
|
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
7.2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 5 лет со дня изготовления.
|